Методики профориентационной работы

“Опросник «автономности зависимости» (Г. С. Прыгин)
Цель: Диагностика типов поведения и деятельности по признаку самостоятельности (автономии)

Описание: Опросник предназначен для выделения автономных, зависимых и смешанных типов саморегуляции деятельности на основе таких качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность, настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль и т.д.

Методика может использоваться на индивидуальных консультациях и в групповой работе; адаптирована для детей, подростков, юношеского возраста и взрослых.
12+
Российские методики
«Профиль»
Методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной
12+
Цель: Диагностика типов поведения и деятельности по признаку самостоятельности (автономии)

Описание: Опросник предназначен для выделения автономных, зависимых и смешанных типов саморегуляции деятельности на основе таких качества, как самостоятельность, уверенность в себе, ответственность, настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль и т.д.

Методика может использоваться на индивидуальных консультациях и в групповой работе; адаптирована для детей, подростков, юношеского возраста и взрослых.

Дифференциально- диагностический опросник (ДДО Е.А.Климов)
12+
Цель: Определение профессиональных склонностей

Описание: Методика направлена на выявление доминирующих склонностей и профессиональных интересов. Используется укрупненная классификация мира профессий, что открывает пространство для модификации методики с учетом современных реалий.

Методика широко применяется на первоначальном этапе профориентационной работы с подростками индивидуально и в группах для определения ориентиров профессионального выбора.

Матрица выбора профессии
(Г.В. Резапкина)
14+
Цель: Определение приоритетных профессиональных направлений

Описание: В матрице используются два параметра: «сфера труда» и «вид труда», пересечение которых позволяет определить направление поиска будущей профессии.

Методика ориентирована в первую очередь на профориентацию подростков-старшеклассников, но может быть использована в комплексной профориентационной диагностике взрослых, задумывающихся о смене профессии.

Кубок профессий (Лаборатория azps.ru)
12+
Цель: Диагностик склонностей и способностей к определенному виду профессиональной деятельности.

Описание: Профориентационная психодиагностическая методика, позволяющая очертить круг профессий, находящихся на пересечении направленности (интересов и склонностей – "хочу") и возможностей (способности и состояние здоровья – "могу").

Методика дает информацию о текущем состоянии процесса профессионального самоопределения, при этом проста оперативна в использовании. Можно применять индивидуально и в группе. Имеет не только диагностическое, но и развивающее значение – можно использовать в программах профориентационных тренингов.

«Профиль мышления»
(Методика определения типа мышления и уровня креативности В.А. Ганзен, К.Б. Малышев, Л.В. Огинец)
14+
Цель: Определение преобладающего типа мышления и уровня креативности

Описание: Индивидуальная, самооценочная методика, выявляющая способ переработки информации и уровень креативности, что выступает важной личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Данные этой методики в сочетании с результатами анализа общих способностей (вербальные и числовые интеллектуальные способности) дают объемную профориентационную информацию.

Методика применима для определения вектора профессионального развития детей и взрослых.

Зарубежные методики
«Свойства личности» (Дж.Барретт)
Цель: Выявление особенностей характера и личности

Описание: Диагностическая методика, основанная на выборе участником определенных утверждений, что позволяет оценить степень выраженности того или иного качества человека и установить связь личностных характеристик (типов) и профессий. Это не проверка способностей или морально-правовых ценностей, то есть утверждения не предполагают правильных или неправильных ответов. Они позволяют получить представление об особенностях характера и личности, образе мыслей и типичных переживаниях.
14+
Тест на определение профессионального типа личности
(Дж.Холланда, модификация Г.В.Резапкиной)
14+
Цель: Выявление профессионального типа личности

Описание: В основе методики лежит понимание того, что каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. Выбирая профессию соответствующую типу его личности, человек может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы.
Подходит как для первично профессионального определения, так и для переквалификации.
Авторские методики
Онлайн университета YOUNG
Идеальная неделя (“Онлайн университета «Янг”)
Цель: Проектирование позитивного образа жизнедеятельности

Описание: Авторская методика, развивающая творческое мышление и позволяющая консультируемому сформировать детальное представление об идеальной неделе и в целом идеальном образе жизни при наличии всех необходимых для этого ресурсов. Консультирование в процессе использования методики позволяет снять ограничения, расширить границы возможного, сформировать мотивацию и способы достижения желаемого.
Применима для индивидуальной и групповой работы с любыми возрастными категориями.

14+
«Список сильных и слабых сторон»
(“Онлайн университета «Янг”)
12+
Цель: Определений направлений личностного роста

Описание: Глубокая самодиагностика, выявление “зон роста” - направлений профессионального и личностного развития. Индивидуальная, с возможным участием референтной группы (ближайшего окружения).
Может быть использована для любых возрастных категорий.
«100» мне нравится» ("Онлайн университета"Янг"
12+
Цель: Выявление сферы интересов, уровня эмоционального состояния, жизненного и профессионального опыта

Описание: Глубокий поэтапный анализ уровня удовлетворенности - неудовлетворенности и эмоционального состояния человека. Формирует самомотивацию к продуктивным действиям и достижению целей.
Применима для разных возрастных категорий, в том числе для взрослых
людей с “синдромом профессионального выгорания”
1.Профессии за минуту
(“Онлайн университета «Янг”)
10+
1.Цель: Определение диапазона представлений о профессиях

Описание: Индивидуальная “разогревающая” экспресс-методика выявления профориентационной информированности, знания и стереотипов мышления о профессиях. Используется на ранних стадиях консультирования.
2. Цель: Формирование глубокого и всестороннего знания о профессиях

Описание: Методиканаправлена на последовательное “погружение” консультируемого в специфику различных сфер деятельности через просмотр видео-интервью или личное общение со специалистами - “носителями профессии”. Позволяет “примерить на себя” различные аспекты той или иной профессии,что дает практический профориентационный эффект. Адаптирована для индивидуальных консультаций и групповых занятий с подростками.
2.Носитель профессии
(“Онлайн университета «Янг”)
12+
Made on
Tilda